Режим чрезвычайной ситуации из-за засухи введен еще в девяти районах Ростовской области, теперь он действует в 19 муниципалитетах, сообщила пресс-служба правительства региона. По информации регионального правительства, повреждены порядка 540 тыс. га посевов, погибло около 60 тыс. Га погибло.
Компенсация и поддержка фермеров при ЧС
Вопрос 1: Имеют ли право фермеры на компенсацию ущерба, если их посевы пострадали или погибли?
Ответ: Да имеет! В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - ФЗ–68) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Вопрос 2: Какой механизм получения компенсаций при чс: срок, куда обращаться, какие документы нужны?
Ответ: В соответствии с п.2 ст. 18 ФЗ-68 порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с пунктами 1 и 1.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В Ростовской области действует Областной закон от 29.12.2004 № 256-ЗС «О защите населения и территории Ростовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при этом в данном законе не урегулирован порядок действия граждан в случае ЧС (в т.ч засуха), указано лишь, что к полномочиям компетентных органов, в том числе, относятся принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены, и о том, что комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ростовской области образуется в соответствии с Областным законом "О пожарной безопасности".
Между тем в соответствии с абзацем первым пункта 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1441, и абзацем первым пункта 6 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2020 г. N 1807 утвержден Порядок осуществления оценки ущерба, причиненного сельскохозяйственным товаропроизводителям в результате чрезвычайных ситуаций природного характера (Приказ Минсельхоза России от 03.04.2024 N 187).
Так вот исходя из этого Порядка оценку ущерба от чрезвычайной ситуации, в соответствии с которой будет осуществляться дальнейшая компенсация пострадавшим осуществляется на основании сведений, представленных уполномоченным органом субъекта РФ в Минсельхоз РФ.
При этом согласно п.п. «д», «е», «з» п. 2 Порядка должны быть представлены, в том числе, следующие сведения:
Подпункт «д». Справку в свободной форме, содержащую сведения об утрате (гибели) посевов сельскохозяйственных культур и (или) урожая многолетних насаждений, и (или) посадок многолетних насаждений в результате чрезвычайной ситуации природного характера, по каждому сельскохозяйственному товаропроизводителю, которому в результате чрезвычайной ситуации природного характера причинен ущерб вследствие утраты (гибели) посевов сельскохозяйственной культуры и (или) урожая многолетних насаждений, и (или) посадок многолетних насаждений, оформленную и подписанную сельскохозяйственным товаропроизводителем, с приложением к ней следующей информации:
- наименование муниципального образования, на территории которого произошла чрезвычайная ситуация природного характера;
- возделываемая сельскохозяйственная культура, утраченная (погибшая) в результате чрезвычайной ситуации природного характера;
назначение сельскохозяйственной культуры, утраченной (погибшей) в результате чрезвычайной ситуации природного характера;
- фактические расходы на выращивание конкретной сельскохозяйственной культуры и (или) урожая многолетних насаждений, произведенные до дня возникновения чрезвычайной ситуации природного характера в расчете на один гектар (по данным бухгалтерской отчетности сельскохозяйственного товаропроизводителя);
Подпункт «е». Смету затрат, понесенных сельскохозяйственным товаропроизводителем, которым в результате чрезвычайной ситуации природного характера причинен ущерб вследствие утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, на закладку и уход за многолетними насаждениями, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, в свободной форме, оформленную и подписанную сельскохозяйственным товаропроизводителем (по данным бухгалтерской отчетности сельскохозяйственного товаропроизводителя);
Подпункт «з». Акты обследования сельскохозяйственных культур и (или) урожая многолетних насаждений, утраченных (погибших) в результате чрезвычайной ситуации природного характера, утвержденный руководителем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, на территории которого был введен режим чрезвычайной ситуации природного характера <3> (далее - Комиссия) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 11 к настоящему Порядку);
При этом пунктом 3 Порядка предусмотрено, что к актам обследования сельскохозяйственных культур и (или) урожая многолетних насаждений, и (или) многолетних насаждений, утраченных (погибших) в результате чрезвычайной ситуации природного характера (например - засуха или наводнение), прилагаются сделанные сельскохозяйственными товаропроизводителями цветные фотографии с изображением посевов сельскохозяйственных культур и (или) урожая многолетних насаждений, и (или) посадок многолетних насаждений, утраченных (погибших) в результате чрезвычайной ситуации природного характера, и указанием на их обороте наименования сельскохозяйственной организации или фамилии, имени и отчества (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства или владельца личного подсобного хозяйства, даты и времени съемки, вида чрезвычайной ситуации природного характера, кадастрового номера земельного участка, общей площади земельного участка и площади гибели посевов сельскохозяйственной культуры и (или) урожая многолетних насаждений, и (или) площади гибели посадок многолетних насаждений, точного наименования пострадавшей сельскохозяйственной культуры и (или) многолетних насаждений.
Таким образом, исходя из изложенного, видится следующий механизм действий пострадавшего от ЧС сельхозпроизводителя для получения:
- в кратчайшие сроки с момента причинения ущерба обратиться в местную администрацию и совместно с утвержденной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования составить акт обследования сельскохозяйственных культур и (или) урожая многолетних насаждений, утраченных (погибших) в результате чрезвычайной ситуации природного характера;
- к актам обследования в обязательном порядке приложить цветные фотографии с информацией, указанной в п. 3 Порядка;
- подготовить справку и смету затрат в порядке п.п. «д», «е», п. 2 Порядка;
- уточнить у руководителя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования или ответственного лица от местной администрации в какой орган направить вышеуказанные документы и сведения;
- дождаться соответствующей денежной компенсации.
Вопрос 3: Предусмотрена ли отсрочка или списание долгов по кредитам и налогам для пострадавших от засухи фермеров или сельхозпредприятий?
Ответ: Постановлением Правительства РФ от 10.11.2020 N 1807 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам).
При этом документальное оформление доказательств для компенсации затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам) происходит в соответствии с вышеуказанным Порядком, утвержденным Приказом Минсельхоза России от 03.04.2024 N 187 (Вопрос 2).
Касаемо налогов то согласно Письму Минфина России от 14.08.2020 № 03-02-07/1/73014 В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена заинтересованному лицу в случае причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.
Пунктом 5.1 статьи 64 Кодекса установлено, что к заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 статьи 64 Кодекса, прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
При этом Кодекс не содержит указания на конкретные органы исполнительной власти (государственные органы, органы местного самоуправления) или организации ввиду наделения различных органов и организаций полномочиями в части, например, составления актов оценки причиненного ущерба в результате засухи или другого стихийного бедствия, в том числе технологической катастрофы и иных обстоятельств непреодолимой силы.
Так, органы, уполномоченные в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в области гражданской обороны, определены Федеральными законами от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868.
Таким образом видится, что для получения отсрочки (рассрочки) в уплате налогов также необходимо представить в налоговую весь пакет документов согласно Порядку (См ответ выше).
Вопрос 4: Можно ли получить рассрочку по договорам аренды земель сельхозназначения в результате наступления ЧС?
Ответ: В соответствии с п.п. 8 – 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали.
Кредитор не лишен права отказаться от договора, если вследствие просрочки, возникшей в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении. При этом должник не отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401, пункт 2 статьи 405 ГК РФ).
Должник обязан принять все разумные меры для уменьшения ущерба, причиненного кредитору обстоятельством непреодолимой силы, в том числе уведомить кредитора о возникновении такого обстоятельства, а в случае неисполнения этой обязанности - возместить кредитору причиненные этим убытки (пункт 3 статьи 307, пункт 1 статьи 393 ГК РФ).
Таким образом, отвечая на поставленный вопрос, считаю, что правовые основания для рассрочки аренды имеются, все зависит от продолжительности форс-мажора и заинтересованности самого арендодателя.
Вопрос 5: Какие субсидии или антикризисные меры доступны фермерам и сельхозпредприятиям в пострадавших районах?
Ответ: Все те, которые обозначены в Вопросах 2 и 3, а также по заявления самого Губернатора По прорабатывается совместно с федеральным центром вопрос пролонгации банковских кредитов и отсрочки лизинговых платежей.
Вопрос 6: Какие действия должен предпринять фермер, если урожай застрахован?
Ответ: Надлежащим образом уведомить страховщика о наступлении страхового случая в строгом соответствии с условиями договора страхования.
Вопрос 7: Является ли режим ЧС основанием для признания наступления страхового случая?
Ответ: Все зависит от условий договора страхования и какие именно события в качестве страхового случая согласовали стороны в этом договоре, как правило стороны уже прописывают события, которые впоследствии могут сформировать ЧС, в качестве наступления страхового случая.
Вопрос 8: Что делать, если страховая компания отказывается возмещать фермеру убытки?
Ответ: Обратиться за оказанием квалифицированной юридической услуги для подготовки иска и обращения в суд за взысканием.
Вопрос 9: Возможно ли коллективное обращение в суд или прокуратуру пострадавших от засухи сельхозпредприятий?
Ответ: Возможно при соблюдении следующих условий:
Иск в защиту прав и законных интересов группы лиц называют коллективным или групповым.
Такой иск можно предъявить по любым категориям дел, если одновременно выполняются следующие условия (ч. 1 ст. 225.10 АПК РФ):
1) общий ответчик;
2) предмет спора - общие либо однородные права и законные интересы членов группы лиц;
3) права членов группы лиц и обязанности ответчика основаны на схожих фактических обстоятельствах;
4) все члены группы лиц используют один способ защиты своих прав.
Лицо, которое соответствует этим критериям, относится к участникам группы, даже если не присоединялось к требованиям по коллективному иску (ч. 2 ст. 225.10 АПК РФ).
Чтобы суд рассмотрел коллективный иск, необходимо, чтобы ко дню обращения в суд к требованию по коллективному иску присоединилось не менее пяти членов группы лиц (ч. 5 ст. 225.10 АПК РФ).
Вопрос 10: Как повлияет режим ЧС, например, по засухе на исполнение договоров поставки или аренды? Освобождает ли режим ЧС от ответственности за неисполнение обязательств? Можно ли пересмотреть условия договоров с контрагентами из-за форс-мажора?
Ответ: Должник впадет в просрочку исполнения обязательства, освобождает смотри Вопрос 4, можно при наличии соответствующей воли у контрагента-кредитора.
Вместо заключения
Мы постарались дать ответы на все актуальные вопросы фермеров по ЧС из-за засухи в Ростовской области. Если у вас все остались моменты которые в статье не освещены, смело обращайтесь в Прайвеси Групп! Наши специалисты помогут вам разобраться в сложных вопросах помощи при черезвычайной ситуации, земельного законодательства, контрактов, лицензирования и других юридических аспектов, что позволит вам сосредоточиться на дальнейшем развитии вашего бизнеса. Доверьте сложную работу профессионалам. Обеспечьте стабильность вашего дела с профессиональной юридической помощью.